Евгений предлагает Вам запомнить сайт «Новости Беларуси»
Вы хотите запомнить сайт «Новости Беларуси»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Читать
Блог
Жириновский призвал вернуть России все территории по состоянию на 1 января 1917 года

Жириновский призвал вернуть России все территории по состоянию на 1 января 1917 года

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает правильным после Крыма вернуть России все территории, которые ей принадлежали при Российской империи. Об этом он заявил

7 окт 15, 18:34
+215 176
Российские СМИ: А почему белорусы не воюют вместе с нами в Сирии?

Российские СМИ: А почему белорусы не воюют вместе с нами в Сирии?

Россияне считают, что белорусская авиация должна бомбить сирийских повстанцев. Журналист российской газеты  «Сегодня»   Алексей Арцахов , к своему удивл

30 ноя 15, 10:55
+124 489
"Когда Россия даст нам знак, мы свядомых патриотов будем прямо на улицах резать"

"Когда Россия даст нам знак, мы свядомых патриотов будем прямо на улицах резать"

Фото из социальных сетей Один из белорусов-участников тренировки у российского нациста Алексея Мильчакова разоткровенничался в соцсетях. 18 октября

21 окт 16, 14:20
+93 76
Сбылась мечта Лукашенко: Беларусь "прорвало" нефтью

Сбылась мечта Лукашенко: Беларусь "прорвало" нефтью

Александр Лукашенко неоднократно публично размышлял о том, что в Беларуси не может быть не найдено новых залежей нефти. И вот накануне президентских выборов г

27 авг 15, 17:39
+90 134
«Грибная страна» приветствует уничтожение «своих» шампиньонов в России

«Грибная страна» приветствует уничтожение «своих» шампиньонов в России

В России бульдозером раздавили шампиньоны, которые якобы везли из Барановичского хозяйства. На грибы не было документов, кроме декларации, которую легко можно на

29 дек 15, 21:54
+79 170
Авиабаза раздора: почему Путин не стал давить на Лукашенко?

Авиабаза раздора: почему Путин не стал давить на Лукашенко?

 Вопрос о возможном размещении российской авиабазы в Беларуси не затрагивался на пятничной встрече президентов двух стран  Владимира Путина  и  Александра Лука

18 окт 15, 10:06
+78 190

Как сужающийся доступ к морю подрывает белорусский суверенитет

развернуть

18 января Литва объявила, что Клайпедский порт зафиксировал самый высокий за свою историю годовой объем грузов. Это произошло благодаря растущему использованию белорусскими компаниями порта Клайпеды, даже несмотря на давление Москвы, которая склоняет Беларусь к бойкоту портов балтийских государств.

Как сужающийся доступ к морю подрывает белорусский суверенитет

Официально белорусское правительство и бизнес сообщают, что они уже начинают экспортировать нефтепродукты через российские порты. Тем не менее, говоря то, что Москва хотела бы услышать, Минск продолжает работать в обычном режиме.

Минск уступает Москве?

20 декабря заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко высказал прогноз, что в 2018 году Беларусь экспортирует до одного миллиона тонн нефтепродуктов через российские порты. Этот экспорт будет перенаправлен из портов Балтийских стран.

Действительно, 8 декабря глава белорусской государственной компании «Белнефтехим» Игорь Ляшенко объявил, что компания начинает экспортировать нефтепродукты через российские порты. Первая сделка на 72,000 тонн должна быть завершена в декабре-январе. Официальный характер его заявления был подчеркнут тем фактом, что оно было сделано на заседании Совета министров Союзного государства Беларуси и России.

Однако объем этой сделки ничтожен, и даже планы по экспорту одного миллиона тонн в год через Россию не впечатляют. Для сравнения, в прошлом году — даже после того, как экспорт сократился примерно на 15%, Беларусь ежемесячно экспортировала почти миллион тонн нефтепродуктов. Есть еще одна интересная деталь: у России нет технических возможностей для перенаправления даже половины этих объемов экспорта. Директор по коммерческим вопросам Российских железных дорог Алексей Шило 19 октября сообщил информационному агентству ТАСС, что компания может перевозить около пяти миллионов тонн белорусских нефтепродуктов в год.

Кампания Кремля по навязыванию блокады Балтийских портов застопорилась. В прошлом августе президент Путин лично потребовал, чтобы транзит белорусских нефтепродуктов был перенаправлен из Прибалтики в российские порты. Он предположил, что это можно сделать, навязывая логистические требования Минску через контракты на поставку российской нефти в Беларусь. Ранее, начиная с 2016 года, Москва пыталась достичь той же цели, предлагая Беларуси все большие скидки на перевозку грузов по железным дорогам. Однако эти усилия потерпели неудачу.

Заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко сообщил СМИ, что Минск подписал все нефтяные контракты с Россией на период до 2025 года и они не могут быть изменены.

Однако в конце сентября исполняющий обязанности директора Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб заявил, что Беларусь готова была бы поставлять свои нефтепродукты иностранным клиентам через российские порты, если бы в этом присутствовала экономическая целесообразность. Как сообщал портал TUT.by, операция по перевалке одной тонны нефтепродуктов через порты прибалтийских стран стоит от шести до восьми долларов США, а использование российских портов, предложенных Кремлем, будет стоить 12-18 долларов.

Никакого бизнеса, только политика

У Минска могут быть свои причины отправить часть грузов через Россию – например, чтобы сделать намек балтийским соседями. Газета «Белорусы и рынок» отметила, что решение Минска о экспорте некоторых грузов через российские порты может иметь не только экономические, но и политические причины — ведь Литва борется против проекта строительства белорусской АЭС и всеми способами пробует оказать давление на Минск.

Белорусское присутствие в Клайпедском порту Литвы предоставляет Минску некоторое влияние на Вильнюс. Несмотря на то, что в течение нескольких лет Россия сокращала объем грузов, перевозимых через страны Балтии, Клайпеда процветает. В основном благодаря белорусскому экспорту калия и нефтепродуктов в 2016 году, порт достиг рекордного уровня перевалки грузов — 40,14 млн. тонн, а в 2017 году он снова побил этот рекорд за счет перевозки более 43 млн. тонн.

Официальная доля белорусских грузов в Клайпедском порту, по словам посла Беларуси в Вильнюсе Александра Короля, за последние пять лет постоянно превышала 30 процентов. По другим оценкам, в частности, опубликованным российским информационным агентством Regnum, доля грузов, связанных с белорусскими компаниями и отправленного через Клайпеду, может достигать 70 процентов.

Однако такое интенсивное использование Клайпеды делает Минск более уязвимым. В интервью газете «Литовский курьер» 13 декабря посол Король пожаловался: «Мы с сожалением замечаем заявления литовских политиков и чиновников о нежелательности сотрудничества с Беларусью, а также их рекомендации [литовским фирмам ] относительно более тщательного выбора деловых партнеров и поставщиков».

Белорусы приходят, когда россияне уходят

5 ноября, анализируя попытки Москвы выманить белорусские фирмы из портов Прибалтики, белорусский независимый интернет-портал TUT.by интерпретировал эти шаги в рамках более широкой реакции Кремля на растущее присутствие Беларуси в литовских и латышских портах.

Оно началось с покупки национальной калийной компанией «Беларуськалий» 30-процентной доли терминала Клайпедского порта в 2013 году. Компания сохранила эту долю собственности и делала дальнейшие инвестиции. В сентябре прошлого года директор «Беларуськалия» Иван Головатый объявил, что «Беларуськалий» может теперь экспортировать всю продукцию через собственный Клайпедский терминал.

Еще одну попытку улучшить доступ к морю для белорусского бизнеса можно увидеть в решении Белорусской нефтяной компании работать с латвийским портом в Риге. В 2016 году белорусский нефтеперерабатывающий завод «Нафтан» подписал контракт с БНК на экспорт в 2018-2022 годах по меньшей мере одного миллиона тонн нефтяных дистиллятов через объекты латвийского WT OIL Terminal. Как белорусские, так и латвийские фирмы, участвовавшие в сделке, умолчали об этом, но информация была опубликована в одном из ежегодных отчетов Нафтана.

Минск пересматривает планы по украинским и польским портам

Усилия Минска найти альтернативные варианты доступа к морю через Украину и Польшу застопорились, хотя причины остаются неясными. 4 января белорусское правительство приняло решение закрыть свое консульство в Одессе. Открытие консульства в марте 2011 года совпало с попытками Минска найти альтернативные источники импорта нефти и уменьшить зависимость от России. Именно по дороге на встречу со своим украинским коллегой Павлом Климкиным в Одессе в августе 2015 года белорусский министр иностранных дел Владимир Макей объявил о заинтересованности Минска в увеличении транспорта белорусских грузов через украинские порты.

18 января Макей озвучил планы Минска закрыть консульство в польском портовом городе Гданьск. В последние годы белорусское правительство изучало возможности использования порта Гданьск, а также разрабатывало международный речной маршрут между Черным и Балтийским морями.

Следовательно, не имеющая выхода к морю Беларусь борется не только с планами Кремля довести региональных противников России до банкротства. В отношениях Беларуси со странами региона есть проблемы, которые не имеют никакого отношения к России. В результате этого, на нынешнем этапе Минск откладывает свои планы относительно украинских и польских портов, а его сотрудничество с Латвией и Литвой в вопросе доступа к морю характеризуется нестабильностью. Без стабильного регионального сотрудничества белорусский суверенитет остается под угрозой. Только диверсифицированная торговля и коммуникации могут изменить политическую экономию белорусского государства и сбалансировать зависимости Минска от России. Это будет возможно в том случае, если Беларусь сможет обеспечить доступ к морю через различные страны.

СЕРГЕЙ БОГДАН

Интересные факты - 14 рублей 38 копеек: вот стоимость литра бензина без налогов


Источник →

Опубликовано 25.01.2018 в 10:15

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Евгений С
Евгений С 25 января, в 12:20 Никакой экономической целесообразности поставлять нефть минску беспошлинно по внутрироссийским ценам нет. Пора захребетников привести в чувства.... Текст скрыт развернуть
6
FAN
FAN Евгений С 26 января, в 04:06 ЭКОНОМИЧЕСКОЙ целесообразности никогда и не было.  Эти поставки сугубо политические. Но, как видно, зря Иуду прикармливаем. Текст скрыт развернуть
0
Valdemar Heck
Valdemar Heck 25 января, в 12:23 Значит надо уменьшить поставку нефти в Беларусь и пусть у себя ищют эти продукты. Текст скрыт развернуть
5
Юрий Кушнарёв
Юрий Кушнарёв 25 января, в 16:44 бесполезный разговор,увещевания и пр.А батька слушает и срёт на всех.Почти все статьи поганых новостей белоруси имеют негативный оттенок.И если 2года назад щё говорилось о единстве России и Белоруссии,то теперь это пропиндосовский сайт.Это значит,постепенно укросценарий всё ближе Текст скрыт развернуть
1
Владимир Васильевич Шеин
Владимир Васильевич Шеин 25 января, в 23:40 Уй, а как же помощь прибалтам и бандерам? Ибо без стабильного регионального сотрудничества белорусский суверенитет остается под угрозой. Только диверсифицированная торговля и коммуникации могут изменить политическую экономию белорусского государства и сбалансировать зависимости Минска от России. Это будет возможно в том случае, если Белая Русь , а не созданная позняковцами Беласруь, сможет обеспечить доступ к Черному и Балтийскому морю через различные страны-врагов Великой  Руси?... Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ash Иванов
Ash Иванов
FAN
Ash Иванов
Ash Иванов
Александр Меерзон
алексей гарбузь
Александр Глущенко
FAN
алексей гарбузь