Евгений предлагает Вам запомнить сайт «Новости Беларуси»
Вы хотите запомнить сайт «Новости Беларуси»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Читать
Блог
Россия строит паромы в Калининград, чтобы не зависеть от тарифов БелЖД

Россия строит паромы в Калининград, чтобы не зависеть от тарифов БелЖД

Решение о строительстве трех новых паромов было принято весной 2016 года. Строительство и запуск трех новых паромов, которые свяжут Калининградскую област

8 мар, 13:38
+35 53
Россия готовится восстановить пограничный контроль на границе с Беларусью

Россия готовится восстановить пограничный контроль на границе с Беларусью

Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что, несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане треть

10 ноя 16, 19:36
+31 19

Член СФ: после слов Грибаускайте нужно прекратить отношения с Литвой

Россия должна прекратить все отношения с Литвой, также включить режим экономических санкций в ответ на заявление президента Литвы Дали Грибаускайте, сравнившей дей

23 июн 14, 20:52
+20 48
Беларусь между молотом и наковальней

Беларусь между молотом и наковальней

В случае нарастания военного противостояния России и НАТО их соперничество за Беларусь будет усиливаться.  После июльского саммита НАТО в Варшаве ряд зару

8 авг 16, 12:13
+12 78
Насколько обмелели белорусские бензиновые потоки в Западную Европу?

Насколько обмелели белорусские бензиновые потоки в Западную Европу?

И какой прорыв совершили отечественные производители на сомалийский рынок? Проседание белорусского экспорта в 2016 году на 12,2% в валютном исчислении вызывает

23 фев, 09:04
+12 11
Россия осушает порты Прибалтики

Россия осушает порты Прибалтики

Белорусское топливо может поехать на Северо-Запад РФ Как выяснил "Ъ", ОАО РЖД хочет дать беспрецедентную скидку в 25% на перевозки белорусских нефтепр

18 окт 16, 12:21
+11 2

Основная статья: Литва

Европа нам поможет?

Шансы монетизации отношений с Евросоюзом

На встрече с вице-премьером Бельгии Дидье Рейндерсом белорусский лидер признался, что является сторонником Евросоюза. Аналогичные заявления звучали на многочисленных встречах главы государства с руководителями стран ЕС. Еще более решительно и категорично выступает белорусский МИД. Для него диверсификация внешней политики стала задачей номер один. Разрозненные фрагментарные попытки наладить отношения с Брюсселем, похоже, превратились в системную работу по налаживанию мостов, как с наднациональными органами управления ЕС, так и с руководителями стран - членов этого интеграционного объединения.

Европа нам поможет?
БУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Официальный Минск активно окучивает знаковые и значимые международные организации, в которых голос ЕС нельзя недооценивать. Активизировались отношения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Вопреки своему мандату поддерживать развитие рыночной экономики, он сделал для Беларуси исключение и согласился работать с госсектором. Больших денег этот банк не даст, но участием в капитале банков и госпредприятий может существенно повысить планку качества корпоративного управления. Сотрудничество с ЕБРР, обладающим обширными связями с серьезными инвесторами, может помочь привлечь в Беларусь долгожданные иностранные инвестиции.

Всемирный банк и ООН тоже могут сказать много хорошего о реализации совместных программ с правительством Беларуси. Под инфраструктурные проекты, в т.ч. дороги, энергосистемы и экологические программы, в Евросоюзе денег хватает, особенно если щедро поделиться с компаниями ЕС проектами в Беларуси.

Высокие представители МВФ опять посетили Беларусь и встретились с самим президентом. Фонд говорил, что ему нужны гарантии курса на рыночные реформы на самом высоком уровне. Вот этот самый высокий уровень 16 марта и встретился с главой миссии МВФ Питером Долманом. Очевидно, Александр Лукашенко пытался привлечь внимание потенциального кредитора к готовящемуся «радикальному» сокращению регуляторной нагрузки на бизнес, изменению порядка управления госпредприятиями (доверительное управление), а также объяснить свою позицию по кризису в отношениях с Россией.

Дошло до того, что официальный Минск предложил свою кандидатуру на пост генерального секретаря ОБСЕ. Той самой организации, которая за последние 20 лет не признала ни одни парламентские и президентские выборы в Беларуси демократическими и свободными. Понятное дело, что мы едва ли увидим уважаемого посла Беларуси в Австрии Елену Купчину на этом посту, но, как говорят, ход мыслей официального Минска в Европе многим понравился.

Столь бурная деятельность белорусских властей на западном направлении является ответом на кризис в интеграционных объединениях постсоветского пространства. СНГ, Союзное государство Беларуси и России, ЕАЭС перестали устраивать белорусское руководство. Болтология для прикрытия интересов монополистов и олигархов разрушила систему генерации сколь-нибудь значимых дивидендов.

Ситуацию усугубила потеря значительной части нефтегазового гранта, ухудшение условий торговли с Россией. Усиление гегемонии Кремля на фоне его отношений с Грузией и Украиной заставило Лукашенко нервничать. Традиционные для его модели источники благополучия высохли или близки к истощению. Сдаваться на милость Кремля белорусский президент явно не готов. Отсюда пусть и сильно запоздалое, но очевидное решение о внешнеполитической и в перспективе внешнеэкономической диверсификации.

Если имитация интеграции на постсоветском пространстве обеспечивала президенту РБ вполне осязаемые дивиденды за счет искусства достижения договоренностей по понятиям с нужными людьми в Москве, то с Евросоюзом и США такая схема точно не пройдет. Запад не готов монетизировать декларации официального Минска, т.е. давать кредиты и инвестиции, снимать торговые барьеры на пути белорусских товаров, включать во всевозможные программы и считать полноценным партнером только на основании вербальных заявлений во время официальных и кулуарных встреч.

MODUS OPERANDI ЕВРОСОЮЗА

Евросоюз переживает один из самых сложных периодов в своей истории. Впереди сложные переговоры по определению параметров Brexit, т.е. выхода Британии из ЕС. Непонятно, что будет с ключевым вопросом - безопасностью - на фоне новой политики Дональда Трампа и его критики НАТО. Выборы во Франции могут принести новые политические потрясения. Высоки шансы перемены власти в Германии. Серьезная встряска в зоне евро может прийти из Италии с ее высокими долгами и неустойчивыми банками. Никуда не делась проблема миграции.

Европейская модель welfare state трещит по швам под давлением ничем не обеспеченных обязательств. Германия, Франция, Италия и Испания уже разработали программные положения для трансформации Евросоюза в две Европы - ядра и периферии. Такой проект вызывает волну критики со стороны тех членов ЕС, которым уготован незавидный статус периферии. Таким образом, Евросоюз все больше напоминает мутную воду. Теоретически в ней можно ловить рыбу, но далеко не каждому рыбаку.

Трудно представить себе такой бардак в ЕС, Совете Европы и ОБСЕ, чтобы раскрыть объятия Беларуси без проведения демократических свободных выборов. Разыграть российскую карту в Евросоюзе, мол, спасите, Россия грозит нашему суверенитету, не получится - влияние России в самом Евросоюзе несравненно больше силы воздействия Минска. К тому же, не будем забывать, что в 2016г. доля российского газа в потреблении ЕС достигла рекордного показателя в 34%.

Так что Беларусь обречена на проведение длительных, скучных, напряженных переговоров с разными структурами и организациями Европы, чтобы монетизировать свой европейский вектор. Плоды диверсификации внешней политики Беларусь вынуждена будет собирать по крупицам. Декларациями без правовых решений и конкретных действий статус страны с рыночной экономикой не получишь. Значит, правительство вынуждено будет проводить либерализацию экономики, отказаться от традиционного режима поддержки госпредприятий, жесткого протекционизма и тотального контроля государства над экономикой. Без этого Евросоюз не даст добро на вступление Беларуси в ВТО. В лучшем случае, белорусские власти получат согласие представителей ЕС в МВФ поддержать заявку Беларуси на получение кредита.

Получить поддержку по важным европейским программам без введения Беларусью моратория на смертную казнь едва ли возможно. Эта проблема для европейцев, как бы к ней не относиться, является особенно чувствительной. Если Лукашенко под давлением внутренних и внешних обстоятельств примет такое решение, то он гораздо быстрее раскроет перед собой большое число дверей для проведения переговоров по проблемам торговли, инвестиций и участия в совместных программах.

Евросоюз в рамках программ «Восточного партнерства» может поддержать финансирование проектов в сфере транспортной инфраструктуры, экологии, образования, энергетики и регионального развития. При этом убедить страны Евросоюза покупать электроэнергию с Белорусской АЭС без согласования проблем строительства этого объекта с Литвой едва ли удастся. Польша уже тоже отказалась покупать белорусскую электроэнергию из российского атома. В этой сфере официальный Минск также должен быть готов к переговорам и учету интересов европейских соседей.

* * *

С какой бы интенсивностью ни шли переговоры Брюсселя с официальным Минском, рассчитывать на инвестиционный прорыв из ЕС в Беларусь едва ли приходится. Отмашка Еврокомиссии не имеет такого значения, как глубокий анализ регуляторной и правовой среды в Беларуси.

Сегодня инвестиционная засуха в нашей стране является следствием не плохих отношений с Евросоюзом, а неблагоприятного делового и инвестиционного климата внутри страны. Скорость его изменений не вызывает оптимизма ни у европейцев, ни у белорусских инвесторов, но это не исключает заключение отдельных сделок с иностранными инвесторами в режиме индивидуальных гарантий от президента.

Так что прежде чем рассчитывать на системную, щедрую помощь Европы, нам нужно проделать домашнюю работу - и помочь самим себе в проведении реформ, которые «молодые» члены ЕС завершили почти 15 лет назад.

Ярослав Романчук


25 мар, 11:50
+4 8
Темы с 1 по 1 | всего: 106

Поиск по блогу

Последние комментарии